Практика обжалования отказа госоргана предоставить земельный участок в аренду или в собственность

Основная специфика дел по обжалованию решений об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду состоит в том, что одной из сторон является государственный или муниципальный орган.

Это закономерно, учитывая что настоящее время примерно 88% земель на территории Российской Федерации находится в государственной или муниципальной собственности, 3% — в собственности юридических лиц, 9% — в собственности физических лиц.  

С 1 марта 2015 года вступили в силу основные положения ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, которые в значительной степени изменили существовавший порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.   

В действующей редакции Земельного кодекса РФ законодатель предусматривает единый подход к предоставлению публичных земельных участков. Впредь земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на торгах.

Исключением из этого правила является закрытый перечень случае, прямо установленных законом. Так, предоставление участков без торгов осуществляется для целей строительства важных инфраструктурных объектов, отдельным категориям граждан для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и в ряде других случаев. 

Обращение к практике обжалования отказов в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является актуальным и значимым , так как в настоящее время суды сталкиваются с проблемами правоприменения и правового регулирования. 

Например, суды считают правомерным отказ в выкупе земельного участка без торгов по причине несоразмерности испрашиваемой площади земельного участка объектам недвижимости, которые на нем возведены (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2020 № Ф06-58760/2020 по делу № А57-9680/2019; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.03.2020 № Ф08-223/2020 по делу № А53-4110/2019). Верховный Суд Российской Федерации  последовал сложившейся судебной практике и  в своем Определении № 46-КАД21-18-К6 от 17.11.2021 

Довольно часто основанием для отказа в предоставлении земельного участка является то, что земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте (п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ).  

Нужно отметить, что действующее законодательство РФ не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, ограниченных в гражданском обороте (Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2017 № 19КГ17-26). 

Так, суд кассационной инстанции  признал необоснованными выводы суда апелляционной инстанции, который на основании подп.14 п.5 ст. 27 ЗК РФ, ч.2 ст.43 ВК РФ, ч. 2 ст. 27, п.14.1 ч. 1 ст. 39.16 ЗК РФ счел факт расположения испрашиваемого земельного участка в аренду во втором поясе ЗСО Истринского гидроузла исключающим возможность предоставления такого участка (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2019 № Ф05-1976/2019 по делу № А41-66955/2017). 

В практике частыми являются случаи, когда исполнительный орган власти осуществляет отказ в предоставлении земельного участка без оснований, то есть фактически незаконно, хотя основания подробно перечислены в ст.39.16 ЗК РФ. 

показать все свернуть